С исторической точки зрения современная жизнь почти не отличается от жизни тысячелетней давности, разница ее только в ритме. В современной жизни так сложно держать внутреннее равновесие в меру разных быстроменяющихся ситуаций (обстоятельств). Жизнь быстротечна и непредсказуема, наша психика ломается и извращается. Бытие среднестатистического человека состоит из банальных мотиваций:

А. Еда (лучшее пропитание),

Б. Сон (более комфортный),

В. Секс (разнообразие),

Г. Защита (своего имущества и т.д.).

Это основные потребности стандартного человека, и именно в достижении этих целей он проводит свою короткую жизнь. Но если рассмотреть более внимательно жизнь такого человека, то, мы увидим, что его реакции несовершенны, что он страдает от самого себя. Такой человек себя поедает изнутри, если не достигает желаемого, у него всегда проблемы, и он с ними героически борется. Ему всегда кажется, что его не понимают, что он не заслуживает страданий. Неразумный и бездуховный человек всегда находится в конфронтации с окружающим его миром, но война идет не с миром, а с собственным эго и, к сожалению, он это не понимает. Рано или поздно, если человек не задумается о корнях своих проблем, его погубит собственное эго. В этом заключается истинная правда, которую люди гонят от себя: в погоне за внешними благами, мы теряем внутренний мир, мы разрушаем себя изнутри своими необузданными реакциями.

Именно такие реакции ума мы, махайоги, учимся распознавать и трансформировать в естественное, безопасное восприятие, не причиняя себе вреда. Именно в повседневной жизни мы должны применять результаты своих медитативных практик для более устойчивого восприятия этого несовершенного мира, хотя мир тут абсолютно не причем. Дело только в несовершенстве нашего восприятия, в неадекватности наших реакций.

Неважно, чем занимается человек, хозяин он крупной компании или простой грузчик, важно только одно: как мы реагируем на окружающие нас обстоятельства. Очень важно быть внимательным к своим мыслям и к своим реакциям. Важно осознавать, естественно и открыто, начало зарождения своих раздражений. Порождая внимательность к своим реакциям, мы порождаем адекватность своих поступков. Именно внимательность и распознавание есть залог внутренней чистоты и легкости настроения. 

Когда мы понимаем, что все в нас, и рай, и ад – это только выбор наших реакций, мы начинаем глубже понимать слова Сидхартхи Гаутамы, когда он говорит, что «сансара есть нирвана». В этом и заключается главный парадокс жизни: абсолютно не важно, как реагируют другие, важно только то, как мы реагируем. И рай, и ад проистекают сугубо из нас самих, и именно поэтому мы, как люди духовные, а значит разумные, должны задуматься над тем, что ежеминутно порождаем внутри себя и в окружающем нас пространстве. Порождая адекватность реакций внутри себя, мы становимся адекватны и в окружающем нас мире. Через подобную самоосознанность мы становимся чище и культурнее. Когда подобное осознание станет спонтанным и естественным, тогда мы станем более миролюбивыми и жизнеустойчивыми. И именно тогда мы приобретем столь долгожданное равновесие между внутренним миром и внешним. Только тогда жизнь становится простой и понятной, полной спокойствия и равновесия.

С глубоким уважением к Наставникам и всем живым существам, Сергей Володин.