В современном быстро меняющемся мире йога занимает не последнее место в культурном наследии предков. Исторические вехи таковы, что именно йога была очагом поддержания морально-нравственных норм и культурно-просветительских реформ в людской среде. Об этом свидетельствуют жизнеописания таких великих посвященных, как махараджа Прахлада, правитель Ашока, Акбар Великий, правитель Рама, правитель Арджуна и, наконец, Сиддхартха Гаутама. Йога в древние времена была не оторванной от жизненных реалий псевдорелигиозной догмой, а наоборот, была просветительским центром сосредоточения универсальности. Эту универсальность показывают такие науки как васту и астрология, арийская грамматика и аюрведа. Йога сочетала в себе все передовые практические знания, так как считалось, что культурный человек - это синтез духовности и образованности.

К великому сожалению, современный мир утратил в большей степени интерес к этой сакральной универсальности, люди не уделяют должного внимания духовности и морали. Но хуже всего, что многие «наставники» йоги сами втаптывают в грязь то, что преподают. Это хорошо видно из тех практик и объяснений, которые дают эти «гуру» занимающимся, хотя сами они не владеют элементарным знанием анатомии, не понимают физиологических процессов, которые идут в организме при выполнении йогических практик. По моему глубокому убеждению, таких людей нельзя допускать до преподавания, так как они просто калечат людей. Но самое опасное заключается в том, что мнимые «наставники» бездумно дают специфические практики, относящиеся к разделам тайных наставлений, через которые многие последователи получают и одержимость темными духами, и психические травмы (расстройство психики). Они просто становятся клиентами психиатрических клиник, а именно из-за таких психических и нравственных перекосов православная церковь называет йогу дьявольщиной. Благодаря таким недальновидным «гуру» развитие йоги приобрело дурную славу.

Именно поэтому я призываю преподающих йогу оценить степень психической устойчивости последователей и взвесить все возможные подводные камни, прежде чем давать занимающимся сложные практики. Последователям рекомендую получить доскональные разъяснения по выполняемым практикам у наставников и, только взвесив свои силы, приступать к их выполнению.

На мой взгляд, необходимо именно сейчас, в век морального упадка, на подымающейся волне оголтелого капитализма вернуться всем преподающим йогу к духовным корням своих школ, к получению (не поверхностного) личного опыта, к приобретению духовных качеств, к глубокому пониманию морально-нравственных основ йоги. Каждый уважающий себя йогин должен стремиться к внутренней чистоте. Достаточно вспомнить, кем были Учителя древности. Все они были образцами морально-нравственных норм, ратовали за приобретение личного мастерства и совершенствование духовного опыта. Таким образом, каждый уважающий себя наставник должен стать для своих последователей образцом высшей морали, которая проистекает из самой сути вед и йогических духовных практик.

 

В заключении хотелось бы отметить, что подавляющее большинство «наставников» плевать хотели на сами каноны йоги. Для них йога - это способ заработать деньги, а личный духовный рост им попросту не нужен. Именно поэтому я призываю тех, кто себя считает мастерами йоги, задуматься над тем, есть ли у вас моральное и духовное право передавать знание другим. Наставники, цените и оберегайте тех, кого ведете. Последователям, которые учатся йогическим практикам, рекомендую задать себе вопросы: «Чем я занимаюсь? Где опасности в моих практиках? Каковы меры безопасности?» Когда мы научимся видеть, что истинная культура и уважение произрастает из нас самих, тогда мы начнем уважать друг друга, и только тогда йога станет одним из достойных направлений развития духовности в каждом из нас.

С глубоким уважением к Наставникам и всем живым существам, Володин Сергей.